Эвристические технологии или как обучать творчеству

Автор: Рябова В.М., специализированная средняя школа № 25. Опубликовано в Мұрағат (2013 жылы)

Современная социокультурная ситуация, требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире, обладающей готовностью к его изменению и изменению себя. В специализированной средней школе № 25 были открыты экспериментальные площадки по проблемам «Эвристические технологии в образовательном процессе в начальной и средней школе».

Технология эвристического образования обладает создает условия для самостоятельного поиска нестандартных способов решения задач, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, выдвигать гипотезы, строить догадки. Технология способствует развитию социальной позиции через развитие умения и партнерство.

Применение технологии эвристического образования позволяет целенаправленно развивать такие способности учащихся, как:

  • понимание путей и методов продуктивной учебно-познавательной деятельности;
  • систематизирование, т.е. упорядочивание учебной информации;
  • адаптация к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидение ее результатов;
  • формирование и принятие решений по организации сложных видов учебной деятельности на основе рассуждений, эвристических операций и стратегий.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Эвристические аспекты присутствуют в следующих современных образовательных системах:

  • проблемном обучении (В. Оконь, М.И. Махмутов, и др.),
  • развивающем обучении (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. Л.В. Занкоз и др.),
  • личностно - ориентированном обучении (В.В. Сериков. С.В. Кульнезичи др.),
  • концепции школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.),
  • теории решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер и др.),
  • технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко),
  • технологии развития критического мышления через чтение в письмо.

Принципы эвристического обучения:

  1. Принцип личностного целеполагания ученика.
  2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории.
  3. Принцип метапредметных основ содержания образования.
  4. Принцип продуктивности обучения.
  5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося.
  6. Принцип ситуативности обучения.
  7. Принцип образовательной рефлексии.

Методы контрольно-оценочной деятельности. Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целя: дальнейшего образования. Методы контроля. Методы самооценки. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.

Tags: опытно-экспериментальная площадка Специализированная средняя школа № 25

Бізбен байланысыңыз

  • Директор: 219-074
  • Сенім телефоны: 212-377
  • Қабылдау: 214-702
  • Әдіскерлер: 215-741
  • Бухгалтерлік есеп: 214-702

Байланыс ақпараты

Городской научно-методический центр Актобе

  • Регион: Казахстан, Актобе
  • Улица: Алтынсарина, 2
  • Телефон: 8 (7132) 214-702
  • gnmc2012@mail.ru

Біз карталарда